ЗАПИСЬ НА ОБУЧЕНИЕ +7 (916) 100-40-30
[vdz_cb]ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК[/vdz_cb]

Первая поездка в тундру 2009

GET_SUB_FIELD::string(1) "1"

Царство ветра и снега

Путешествие в Мурманскую область в марте-апреле 2009 года надолго запечатлелось в нашей памяти незабываемыми красотами и разнообразием северной природы. Мы словно попали в сказку, где правит Снежная Королева и ее верные друзья — снег и ветер!

 

Сразу хочется сказать огромное спасибо, человеку, который привез и показал нам эти места, Олегу Черкашину! Не знаю, как выразить, но большим спасибо тут не обойтись. Благодарны, всем мурманским ребятам — Андрею Дюбарь, Юрию Ильину, Алексею Кузьмину, Жоре Шаверневу, Антону, Юрию Мельникову, Олегу и всем, с кем познакомились и катались в этом сказочном месте!

 

GET_SUB_FIELD::string(1) "6"
GET_SUB_FIELD::string(1) "1"

Перед поездкой в Мурманск, в планах было попасть и покататься на кайтах в Хибинах, которые манили своим величием, красотой и огромным количеством богатого фотоматериала. Но после первого дня проведенного в тундре с ее бескрайними просторами, сопками, оврагами, резко меняющейся погодой, снегопадами, видимость при которых составляет максимум 50 м, решение было принято. Проведем в тундре все доступное нам время! Его у нас было предостаточно, почти месяц откатали в пухлом мягком снегу! Хибины остались в перспективе ближайшего будущего. Для нас стало ясно, что мурманские сопки, то самое место, где и должен быть сноукайтинг.

 

GET_SUB_FIELD::string(1) "2"
GET_SUB_FIELD::string(1) "1"

Где это?

Мурманская область расположена на Кольском полуострове и почти полностью за Полярным кругом. На севере она омывается Баренцевым морем, а на востоке и юго-востоке Белым, на юге граничит с республикой Карелия, на западе с Финляндией и Норвегией. Административынй центр области – г. Мурманск, от которого по автомобильной дороге до норвежского города Киркенес всего 240 км. Для справки заметим, что из Норвегии вы можете полететь в любую точку шенгенской Европы по самым чиповым авиа-билетам. Так что после трипа в белоснежные тундры можно и к норвежским викингам сгонять и на солнечный пляж Испании полететь.

 

Мурманск портовый город, расположенный среди сопок, вытянутый по восточному берегу Кольского залива. Лучше всего в поездку отправляться на своей машине, так как одно из самых разнообразных мест катания, находится в 80 км от г. Мурманск и в 30 км от села Териберка. Жить можно и там и там, в зависимости от предпочтений путешественника.

GET_SUB_FIELD::string(1) "2"
GET_SUB_FIELD::string(1) "1"

Дорога

Дорога от Мурманска до Териберки удивляла нас на протяжении всего пути. Чем мы дальше удалялись от Мурманска, карликовый лес, рассекался белоснежными сопками, березки уменьшались в размерах, плавно редели и после 68 км от Мурманска, перед нашими глазами предстала снежная пустыня с одиночно лежащими гранитными глыбами.

 

Просторы, которые для зимнего кайтинга могут только сниться. Сопки огромные ложбины. Бескрайние просторы уходят белой полосой до горизонта длятся справа и слева от дороги. Приближаясь к побережью, рельеф плавно переходит в скалистую местность, с каждым километром становясь все агрессивней с перепадом высот более 100 метров. Дорога петляет с перевалов вдоль озер.

GET_SUB_FIELD::string(1) "2"
GET_SUB_FIELD::string(1) "1"

Териберка

Териберка возникла перед нами во всей своей красе, с дороги на нее открывается хороший вид. Широкий песчаный пляж, с одной стороны омываемый пресной водой реки Териберки, а с другой — темной соленой водой Териберского залива, все это окружено белоснежными хребтами сопок. Широкая, прикрытая от северных ветров песчаная бухта, очень удобна для жизни. Вдоль реки располагаются на переднем плане небольшие деревянные домики, а более крупные здания в глубине села, между ними фундаменты, когда-то стоявших домов, и множество разрушенных небольших домиков. Еще лет 30 назад здесь кипела бурная жизнь, Териберка была районным центром.

GET_SUB_FIELD::string(1) "2"
GET_SUB_FIELD::string(1) "1"

Рыбацкое село Териберка находится на побережье и образованно еще в 17 веке, как людное становище, которое считалось наилучшим местом летнего трескового промысла.

 

 

Северный Ледовитый океан, а точнее Баренцево море, никогда не замерзает, так как теплое Нордкапское течение (ответвление Гольфстрима) омывает этот берег. Сейчас в Териберке проживает около 3000 человек. Поселок живет своей неспешной очень отдаленной жизнью. Основная деятельность населения – это рыбалка и охота.

GET_SUB_FIELD::string(2) "10" GET_SUB_FIELD::string(1) "1"

Гостиница

Поселились мы в старой части деревни, под названием Лодейное. В прошлом веке, единственным транспортом в эту часть Териберки были лодки на веслах. Сейчас к ней ведет гравийная широкая дорога. Нам посчастливилось жить на Рыбзаводе, где недавно была построена гостиница, с более чем комфортными условиями проживания для столь отдаленного места. Из гостиницы открывается вид на скалы, на современные пяти этажные дома поселка, на три разрушенных здания-богатыря (как их величают местные жители), на заброшенный клуб и залив, который, то заполняется водой, то мелеет до самого дна, а под мостом во время приливов и отливов резвятся и серфтят дикие утки.

 

Из всего этого в центре деревушки выделяется местная школа, выкрашенная в ярко желтый цвет, с рядом стоящими желтым и зеленым автобусами.

 

 

GET_SUB_FIELD::string(1) "1"

Прогулки

Как только выдался свободный день от покатушек, мы с радостью провели его, гуляя по Териберке и ее окрестностям. Забытый многими поселок хорошо вписывается в молчаливую затаившуюся красоту вокруг. Баренцево море в этот день было спокойным. Накаты волн образовывали белые гребни и трубы, наполняя тишину шумом прилива.

 

Удалось даже разглядеть морских котиков, плавающих у берега. На побережье Териберки на одной из сопок построена метео-станция с загадочными для нас приборами. Особенно запомнился стеклянный шарик, в котором переливалось отражение в фиолетовом цвете. Ленка, встречавшаяся с такими рода приборами, объясняла нам, для чего они предназначены.

 

GET_SUB_FIELD::string(1) "2"
GET_SUB_FIELD::string(1) "1"

«Шрэк»

Время от времени, если не каждый день, ночной шум метелей за окнами гостиницы напоминал нам о том, что и красота может быть сурова. Сильные снежные бураны превращали все в безмолвную белизну. Рев Баренцева моря с волнами до 3-5 метров в высоту, врезающимися в гранитные берега с такой силой, приводил в восторг. На Севере по-настоящему понимаешь силу природы. Она соединяет в себе красоту, суровость, безмолвие и величие!

 

Из-за налетающих снежных бурь, приходилось не торопиться с выездом из дома. В Териберке дорогу чистят не всегда с утра, чаще начиная с обеда. Это позволяло нам «выспаться и отдохнуть», а потом главное успеть не проворонить снегоочистительную машину, под названием ШНЕК, а лучше просто ШРЭК! 

GET_SUB_FIELD::string(1) "2"
GET_SUB_FIELD::string(1) "1"

Главным по дороге у нас был Костя Казаков из Уфы, если бы не его уверенное вождение машины, торчать бы нам в сугробах целыми днями. Каждый день выезжая из Териберки нам надо было проехать 35 км до места катания. Выезжали не раньше 11 часов утра, так как возвращались домой около 22:00 – 00:00 часов ночи. Укатывались до беспамятства.

 

Кататься в тундре можно при всей розе ветров. По словам ребят, самые частые направления ветра: Север, Северо-запад, Запад, Юг. Каждое направление ветра несет свою погоду. Дует северный ветер — всегда жди снега с переменной облачностью и периодическим затиханием ветра (1-2 раза в день).

GET_SUB_FIELD::string(1) "2"
GET_SUB_FIELD::string(1) "1"

Мурманские кайтеры рассказывали, что в середине зимы или даже весной, метели могут продолжаться по нескольку дней.
Западное направление характеризуется солнечной погодой, с небольшой облачностью. За все время наблюдений, пока мы катались, я могу охарактеризовать его как «капризное». Ветер стихал до 1 — 3 м/с, становился порывистым, и после заката сила ветра в мгновение возрастала до 10 м/с, начиналась сильная поземка.

 

Южный ветер – самый хороший ветер, плотный и ровный, то, что нужно. Даже при небольшой силе ветра, продуваются все овраги и ложбины. При этом на протяжении всего дня над головой торчит голубое небо.

GET_SUB_FIELD::string(1) "2"
GET_SUB_FIELD::string(1) "1"

Погода в тундре

Не могу сказать совпадение это или нет, но поземка при этом направлении ветра переметает дорогу тока на перевалах. Все остальное время она летит вдоль дороги.
На рисунке изображен график погоды в селе Териберка во время нашего пребывания там.

Заметки о погоде лично моего наблюдения, не могу утверждать с точностью, что именно так происходит все время, но прислушаться и сделать свои выводы при катании в тундре советую. Дует в тундре 5-6 дней в неделю. Большее количество дней в период нашего пребывания там, дуло комфортно, без существенного передоза. В наличии у меня с Ленкой было два надувных кайта: Bandit Dos двух размеров – 12 и 9 м2. Ленка всегда каталась на 9м2, я катал на 12м2, пару дней использовал 9ый размер при ветре более 14 м/с.

GET_SUB_FIELD::string(1) "1"

О безопасности

СОВЕТ ОДИН! не увлекаться при катании, не терять из виду машины или примерные ориентиры, а главное следить за изменением погоды, вовремя уезжать с места катания, так как дорога может исчезнуть, особенно это касается дней, когда дует северный ветер. Ну а если попали впросак, то ждите всем помогающего «ШРЭКА». Метать снег с засыпанной по колено дороги длиною даже в 100 метров при ветре около 14 м/с бесполезное занятие, если тока чтобы согреться. Проверено.

 

Прокатавшись до заката солнца при хорошей погоде и комфортном ветре, на обратном пути на перевале попали в западню природы. Поземка, снег, ветер, дорогу перемело так, что утыкались в надувы по капот. Капали и разбрасывали снег после целого дня катухи, оказалось не просто. Капай, не капай, все было бесполезно!

 

Обрадовались не на шутку, когда увидели фары «ШРЭКА». Время было 23:30, а то ночевать бы нам в тундре. Благо был полный бак бензина и две канистры в запасе, плюс три мешка продуктов из «Ашана».

GET_SUB_FIELD::string(1) "1"

Рельеф

Место для катания в тундре сказочное, поднимаясь с сопки на сопку, открывается неописуемая красота, глаз не может зацепиться ни за какой ориентир. Ослепительной красоты просторы тундры с оврагами «халф-пайпами» со стенами по 10м. Разнообразие склонов позволяет найти для себя любую сложность. Есть склоны с небольшим динамиком, на которых отлично отрабатывается чувство пилотирования кайтом при зависании. Летать под склон, пожалуйста! Только аккуратнее с резким заводом кайта. Погонять между камней гигантов разбросанных по вершинам и такое есть. Рельеф манит, не удержаться от свободного скольжения по ветру, делая дугу за дугой, километр за километром из оврага в овраг, в анхукд и в свитч, а кайт, только для того чтобы поддерживать скорость и выезжать на сопки. 

GET_SUB_FIELD::string(1) "2"
GET_SUB_FIELD::string(1) "1"

Можно съезжать по стенкам оврагов с разным углом наклона, используя их как пайп, на протяжении 200 м. Для более уверенных и умеющих летать под кайтом, можно перелетать со стены на стену оврагов. Встречаются небольшие овраги 2-3 м глубиной с наддувами и козырьками, которые можно с радостью рушить. Нарастет новый козырек, после снегопада. Для самых шустрых и проворных в управлении кайта, есть слалом среди карликовых березок, высотой 1-3 м. Когда дуют сильные ветра можно кататься в огромных ложбинах, где ветер не такой сильный, а снежный покров мягче.

 

 

Покрытие белоснежное, мягкое как пух, каждый день новое, из-за частых метелей. Ощущение такое, что не скользишь, а плывешь, не чувствуя ни какого сопротивления. Видимо, на качество снега сказывается действие морей и океанов.

 

Такое состояние снежного покрова позволяет раскрепоститься и делать сложные элементы фристайла. И даже тот, кто делает или пытается сделать первые вращения, не боится из-за получения травмы, пробует прыгать и прогрессирует! Все падения безопасны, все равно что падать в огромную надувную подушку. 
Ребята из Мурманска приезжали кататься почти каждый день, не смотря на работу, составляя нам компанию. Задавали вопросы, как правильно прыгать, делать те или иные вращения, и за короткий срок многие сумели оторваться от земли и делать первые трюки. Молодцы!

 

GET_SUB_FIELD::string(1) "2"
GET_SUB_FIELD::string(1) "1"

Особенности климата

За все время, проведенное в Мурманской области, не было ни одного похожего дня, ни одного похожего неба! Погода менялась каждый день, а то и каждый час. В один из таких дней мне посчастливилось открыть северный летний сезон. Надули кайт на Териберском пляже. Ширина пляжа во время прилива около 20 метров, при отливе около 100 метров, удобный старт. 

 

При штормовом Баренцевом море, когда волна достигает 3-5 метров, высота волн в заливе достигает 1-2 метров. Дул северо-запад, с порывами от 10 до 18 м/с. С моря набегали тучи с сильными зарядами снега. Видимость исчезала. Со всех вершин летела поземка. 10-15 минут снежного кошмара, и вновь яркое солнце и комфортный ветер. Температура воздуха около — 3°С, а воды +4°С. Нагрев сухую гидру в машине, натянул ее на термо-белье, не оставив для воды ни одной щелки, пошел кататься!

 

Успел катануть перед надвигающейся чернеющей тучей, целых 50 минут! Холодная вода, при попадании в лицо напоминала мне удары маленьких камушков.

 

Кайтсёрфинг на Баренцевом море зимой возможен! В сухом гидрокостюме было комфортно и тепло. Одежда не промокла, разве что немного руки и ноги, но им было не холодно! Честно говоря, невозможно передать те ощущения, которые ты испытываешь, когда под тобой темная ледяная вода, а вокруг снежные горы! После глотнув коньяка и домашнего супа, мы рванули на бушующее открытое море. На этом хорошем окончании дня наше путешествие закончилось.

GET_SUB_FIELD::string(1) "2"
GET_SUB_FIELD::string(1) "1"

Но и день отъезда не остался без приключений. Выпало огромное количество свежего снега. Пришлось выкапывать машину из колеи. Уже не привыкать! 

 

GET_SUB_FIELD::string(1) "1"

Спасибо, тундра!

А дальше, все, что мы увидели в первый день по дороге в Териберку, начало перематываться обратно: гранитные скалы, озера, снежные перевалы, неочищенная от снега дорога, карликовые березки, с каждым километром становящиеся все гуще и гуще, белоснежные сопки, города, окрестности Мурманска. Встреча со всеми ребятами. Поезд и наползающая потихоньку ностальгия.

 

 

Авторы: Николай Рахматов и Елена Антохина

Фото: Елена Антохина